На минувшей неделе имел честь посетить завод Yokohama RPZ в славном городе Липецке и хотел поделиться с Вами впечатлениями. К сожалению, снимать само производство запрещено (коммерческая тайна), поэтому постараюсь передать словами. Итак, начнем.
В Липецк летели через Москву на турбо-винтовом SAAB, это был самый короткий перелет за всю жизнь, три рядя сидений с проходом между первым и вторым рядом намекал на дисбаланс в полете, однако только набрали высоту и все! Добро пожаловать в Липецк, сели мягко и прошли пешком (!!!) до здания аэропорта. В трехстах метрах от аэропорта на Японский манер стоит динозавр (сваренная конструкция из металла) с нанизанными на него шинами в протекторе которых угадывается Адван V802.
Сам завод расположен в особой экономической зоне «Липецк» в двадцати километрах от города. Со слов местных жителей, всему «виной» компания «Индезит», наладившая здесь успешный бизнес, постепенно обрастая новыми предприятиями. Кстати все коммуникации сделало государство, ставка налога фиксирована на определенное количество лет.
Итак, завод выглядит точно также как на картинках презентации, красивое белое здание на фоне зеленеющей газонной травы по всему периметру, слева видны саженцы деревьев, проезжаем пост охраны и мы на территории, перед нами огромный памятный камень с надписью о закладке завода. Ровный асфальт, подстриженный газон, японский минимализм просматривается во всем, на минуту поймал себя на мысли, что находишься на Европейском заводе, где-нибудь в Германии.
В холле нас встречает музей Yokohama и … две таблички с гласящими надписями: продукция Yokohama является гордостью, давайте же делать ее достойно!
Удалившись в зал переговоров, прошли инструктаж по технике безопасности и вот мы на производстве!
Сразу поражает огромный «МИКСЕР» для смешивания резинотехнической смеси девять метров в высоту и еще четыре спрятано в низу, при этом имеет порядка десятка метров в ширину! Все это ради смешивания натурального, синтетического каучука, полимеров, карбона и техуглерода. Как пояснили инженеры, на заводе производится полный цикл производства автошины и одно из важнейших задач, это смешать однородно: сыпучие, твердые и пластичные материалы, в жизни это то же самое, что смешать растительное масло и воду, понятно, что одним нагревом здесь не обходится. Однако и нагревать бесконечно тоже нельзя, от этого сам состав становится непригодным для автошин. Благодаря патентованным технологиям инженеры Yokohama справляются с задачей в несколько минут, как удалось подглядеть в этом виной и химические реагенты – катализаторы ускоряющие процесс. Меня давно терзала мысль: 256 сотрудников, не многовато ли для хваленной японской автоматизации процесса? Оказывается, работают они в три смены, и, кстати, первые шины шли на экспорт в Европу и только сейчас начали производство для России в Западную Сибирь, к сожалению пока не успели, однако в Красноярск несколько фур уже отправляются. Идем дальше по зеленной пешеходной зоне: процесс обрезинивания нитей корда- автоматизирован, процесс изготовления бортового кольца тоже, процесс соединения боковины и протектора делают тоже станки, процесс изготовления протектора опять автоматизирован. Единственное место, где процесс ручной, это: процесс снятия облоя (резиновые волоски на шине) да и конечно погрузка разгрузка. Хотя ради справедливости на проверке однородности тоже процесс ручной (первичный осмотр) и наклейке кода на бортовое кольцо, на всех остальных этапах люди только контролируют процесс.
Сразу скажу об ошиповке. Я видел своими глазами полностью автоматический шиповальный станок, их там шесть. При мне ошиповали шину, я попросил ее осмотреть, мне дали и увидел абсолютно ровную как по шаблону, все шипы стоят ровно, никаких наклонов из отверстия, утоплены на одинаковую глубину.
Бросается в газа, что все сотрудники одеты в одинаковые хлопчатобумажные костюмы и издалека кажется, что здесь производят вовсе не шины, как нам пояснил инженер ТБ сажа даже в малой концентрации может быть взрывоопасна, поэтому синтетику исключили из одежды сразу. Уж не знаю, сколько японцев на заводе, но все время на них наталкиваешься, то в производстве, то в зоне офиса. Кстати обратил внимание, что на самом видном месте висит табличка: «Давай те отработаем еще один день без травм!». У каждого станка таблички с временем работы, росписью работника. У станков, не задействованных в процессе, висят красные флажки и такие смешные нарисованные следы, оказалось… места для утренней зарядки.
Подведя итог, хочу сказать следующее: я видел несколько заводов в своей жизни и завод в Липецке показался мне самым технологичным в плане оборудования, автоматизация операций максимально исключила человеческий фактор. Со слов японских коллег, они поражены уровнем образования Российских сотрудников.
Закончить хотел словами японских коллег: «Вы первыми запустили искусственный спутник земли, отправили человека в космос, Ваши орбитальные станции самые лучшие в мире!». Неужели мы не сможем сделать на японских станках и импортного материала под японским контролем автошины? Думаю, на заводе в Липецке у нас получилось, осталось подождать комментарии в рознице от покупателей.
Региональный представитель ООО "Йокохама Рус", Алексей Малгатаев.