Китайский производитель автомобильных шин компания Triangle Group предпринимает экспансию в Татарстан. Вчера она заявила о намерении занять порядка 6% рынка шин республики и стать «преимущественным поставщиком» для государственных структур региона. Эксперты сомневаются в реальности осуществления таких планов, отмечая, что бренд в регионе неизвестен и что против него играет представление потребителей о «китайском качестве». В то же время участники рынка отмечают, что за счет низкой цены китайский производитель вполне может потеснить российские заводы.
Вчера глава представительства китайской шинной компании Triangle Group в России Дэн Ланхуа (Deng Lanhua) заявила о начале активных продаж шин этой марки в Татарстане. По расчетам производителя, он займет порядка 6% рынка шин республики и станет «преимущественным поставщиком» шинной продукции для государственных структур региона. В числе рыночных преимуществ его покрышек Triangle называется их цена, которая, по данным производителя, на 10-20% ниже, чем на аналоги.
Компания Triangle Group основана в 1976 году. Производит около 30 млн шин в год 4 тыс. типоразмеров. По сообщению компании, автостроительный холдинг «Группа ГАЗ» включил шины Triangle в конструкторскую документацию для комплектации автобусов «ПАЗ». По оценке «Инвесткафе», приблизительный объем рынка шин Татарстана составляет 8-9 млн штук, основной игрок на нем — ОАО «Нижнекамскшина», доля которого составляет около 30%.
В целях экспансии эксклюзивный дистрибутор компании в ПФО — ЗАО «ВПТ-НН» открыл филиал в Казани. Госпожа Ланхуа сообщила также, что Татарстан наряду с Башкирией, Нижегородской и Ростовской областями рассматривается компанией в качестве площадки под строительство шинного завода.
Согласно сообщениям СМИ, в конце июля компания заявляла о возможном строительстве в башкирском Стерлитамаке завода мощностью более 4 млн шин в год и стоимостью около 250 млн евро. Власти республики, как говорится на сайте главы региона, обещали инвестору «самые комфортные условия», в частности, освободить его от налога на имущество на 10 лет и взять на себя затраты на подготовку строительной площадки и на подведение к ней коммуникаций.
Эксперты выразили сомнения относительно планов Triangle Group в России. «Давно сформировавшееся в России мнение о низком качестве китайских товаров может серьезно затруднить достижение поставленных китайским производителем целей»,— отмечает ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. В числе негативных факторов он отмечает, что «практически все китайские производители, по крайней мере, в сегменте дорогих товаров массового спроса, запаздывали с выходом на наш рынок, в результате чего им не удавалось получить сколь-нибудь серьезные доли». Компанию Triangle Group господин Баранов назвал «неизвестным китайским производителем», тогда как «сейчас на российском рынке присутствуют практически все ведущие мировые бренды шин, у потребителя есть огромный выбор». «Ставка на низкую цену также может оказаться ошибочной. Учитывая, что шины напрямую отвечают за безопасность движения, жизнь водителя и пассажиров, вряд ли найдется много людей, которые согласятся рисковать в обмен на сомнительную экономию»,— говорит эксперт.
Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк отмечает, что «крупнейший в регионе поставщик — это «Нижнекамскшина» и с ним будет трудно конкурировать», однако добавляет, что «конкуренция со стороны Китая приведет к тому, что, вероятно, цена на шины будет снижаться».
В «Нижнекамскшине» от комментариев по поводу заявлений китайского производителя отказались.
Коммерческий директор сети интернет-магазинов «Колеса даром» Александр Брахнов считает, что китайский бренд вполне может занять 6% рынка — «правда, не за один год» — за счет маркетинговой политики. Он отметил, что цена отгрузки шин для внедорожников и грузовиков этой марки вдвое ниже цен других производителей: покрышки известных брендов для «джипов» стоят 14-19 тыс. руб. за штуку, а китайские — 5-6 тыс. руб. Он также сказал, что уже сейчас в магазине представлены шины этой марки в номенклатуре дефицитных размеров. При этом господин Брахнов считает, что Triangle вряд ли сможет серьезно повлиять на продажи зимних шин, 30% которых составляет Nokian, еще примерно 20% приходится на Michelin, по 10% — Yokohama и Gislaved, поскольку в целях безопасности покупатели предпочитают продукцию известных производителей. Однако активное появление китайской резины в линейке летних шин он вполне допускает. «Сегодня не очень выгодно возить из Китая шины на бюджетные автомобили, так как растаможка дорогая — 25% от стоимости шины. Если же их будут производить в России, то Китай станет прямым конкурентом „Нижнекамскшине“ именно в сегменте шин для бюджетных авто до 16-го диаметра»,— полагает Александр Брахнов.