Немецкий концерн Continental пробует пустить корни на российском шинном рынке с начала 2000-х. Правда, эти попытки не всегда оказывались успешными. Так, в 2002 году Continental решилась на создание совместного предприятия с Московским шинным заводом. Немцы получили в проекте 76%, а в обмен поставили оборудование со своего завода Gislaved. Но уже в 2004 году, накануне предполагаемого запуска СП, Continental объявила о выходе из проекта из-за его удорожания и намеков властей на нежелательность шинного производства в нескольких километрах от Кремля.
Некоторое время Continental присматривалась к возможности покупки уже действующего игрока: переговоры велись с Amtel-Vredestein, но та оказалась не в лучшей финансовой форме. Закрепиться в России Continental удалось только с покупкой в 2007 году словацкого производителя шин Matador, которому принадлежала доля в СП «Матадор-Омскшина». Также успешным оказалось сотрудничество немецких шинников с татарской «Нижнекамскшиной», которая приобрела технологии и оборудование для выпуска грузовых шин и будет выпускать их, в том числе под маркой Continental, на условиях off-take.
Но Continental готова пойти дальше и вернуться к вопросу строительства собственного завода в России, говорят в немецкой компании. О том, почему Continental хочет предпринять очередную попытку завоевания российского рынка, корреспонденту РБК daily ДМИТРИЮ ПАНОВУ рассказывает гендиректор «Континентал Тайрс Рус» ЯРОН ВИДМАЙЕР.
— Место, где планируется строить завод, еще не выбрано?
— Пока мы ведем его поиски. Оно должно быть недалеко от Москвы, в радиусе около тысячи километров от нее. В этом районе сконцентрирован наш рынок — основные дистрибьюторы и потребители из сегмента OEM.
— Какие ваши главные требования к региону?
— В первую очередь он должен быть обеспечен необходимыми энергоресурсами. Второе — это наличие необходимого ресурса рабочей силы. Мы не должны идти туда, где уже ощущается ее дефицит. Также мы хотим, чтобы в этом регионе были высшие учебные заведения, которые смогут обеспечить нас хорошо образованными специалистами и инженерами. В-третьих, это наличие развитой социальной инфраструктуры, аэропорта, транспортных железнодорожных и автомобильных сетей. Безусловно, для нас привлекательна и особая экономическая зона.
— Какие риски вы сегодня видите при развертывании здесь производства?
— Первый риск экономического характера. В шинном бизнесе, как и в автомобильном, для сбыта необходим хороший сервис, что требует инвестиций в его развитие. Однако, если рынок нестабилен и развивается скачкообразно, его тяжело прогнозировать, отчего теряется интерес вкладывать в него деньги. То есть гораздо лучше, когда рост происходит равномерно, пусть и незначительными темпами. Вместе с тем мы уверены, что Россия через три—пять лет станет основным автомобильным рынком в Европе. Это означает, что мы должны здесь иметь производство.
Другой аспект — политический. Для нас важно, чтобы администрация региона, в котором мы будем развивать свое производство, нас поддерживала.
— Какая площадь земли вам потребуется для фабрики?
— Около 200 тыс. кв. м.
— Какой объем шин вы сможете выпускать на этом участке?
— На начальном этапе производственная мощность составит около 4 млн шин. В дальнейшем в зависимости от роста рынка мы будем производить их больше. Именно поэтому мы сейчас рассчитываем на площадь с запасом, чтобы в дальнейшем избежать незапланированных инвестиций.
— Завод будет работать только на российский рынок?
— На первом этапе мы будем ориентироваться на Россию и страны, входящие с ней в Таможенный союз, а также на бывших участников СНГ.
— Сколько планируете инвестировать в производство?
— Исходя из нашего опыта на первом этапе нам потребуется около 180 млн евро.
— Какие ставки на сегмент ОЕМ в России?
— Для Continental основным является вторичный рынок, поэтому мы ориентируемся на него. Кроме того, объемы выпуска российских автозаводов сейчас не настолько велики, чтобы наше предприятие могло быть рентабельным, обеспечивая только их. Но, разумеется, наши глобальные партнеры из ОЕМ, присутствующие в России, будут обеспечиваться шинами местного производства. Это также позволит им повысить уровень локализации.
— Можете их назвать?
— Это Ford, Renault, Volkswagen, GM.
— Вы перечислили тех, для кого сейчас экспортируете в Россию свою продукцию?
— Да, но в принципе можно перечислить еще многих. В Европе мы являемся лидером в сегменте ОЕМ с 2003 года. Кроме того, концерн имеет ассортимент шинной продукции, рассчитанный на широкий ценовой диапазон. В основном для первичной комплектации мы поставляем шины премиальной марки Continental, однако по необходимости обеспечиваем автоконвейеры недорогой продукцией наших брендов Gislaved и Barum. То есть мы можем удовлетворить запросы почти любого автопроизводителя, и даже того, кто ставит для себя ценообразование во главу угла.
— С приходом в Россию вы сможете предложить шины за меньшую цену, чем импортные?
— На начальном этапе мы вряд ли сможем снизить цены. Но в любом случае об этом можно будет говорить только после того, как мы выйдем на уровень рентабельности.
— На какой объем производства для этого потребуется выйти?
— Примерно 8 млн шин.
— А когда, по вашим прогнозам, производство может стать рентабельным?
— Это будет во многом зависеть от того, шины каких сегментов и типоразмеров будут выпускаться. Кроме того, важную роль сыграют цены на сырье, так как не все его виды мы можем приобрести в России. Часть сырья импортируется, а это связано с дополнительными логистическими расходами.
Нужно еще многое просчитать. Нам необходимо в России производство, но окончательное решение о начале строительства завода будет получено после того, как совет директоров концерна Continental AG одобрит бизнес-план. Такое решение должно быть основано на цифрах и фактах, а не на чувствах.
— Сколько времени может потребоваться до выпуска первой шины?
— На создание и утверждение бизнес-плана потребуется время до конца нынешнего года. После этого до начала производства пройдет еще как минимум полтора года.
— Continental не собирается привлекать дополнительных инвесторов для постройки завода?
— Нет.
— Есть ли планы расширения сотрудничества с российскими поставщиками сырья и материалов для изготовления шин?
— Сегодня Continental покупает сырье для наших действующих заводов на нескольких российских предприятиях («Нижнекамскнефтехим» и «Сибур Холдинг» поставляют синтетические каучуки, «Омсктехуглерод» и «Ярославский технический углерод» — технический углерод). Открыв производство в России, мы продолжим с ними сотрудничать. При этом компания остается открытой для новых партнеров при соблюдении ими требуемого нами качества и норм ценообразования.
— Возможность покупать стальные материалы, из которых изготавливается корд шины, в России есть?
— На данный момент нет, поскольку качество продукции российских поставщиков не соответствует нашим нормам.