С 1 ноября в Финляндии разрешено использование шипованной резины. По правилам, на территории Финляндии ее можно «надевать» лишь с 1 ноября до второго по счету понедельника после Пасхи.
Другое правило касается «зимней» резины: ее использование в Финляндии является строго обязательным для легковых автомобилей в период с 1 декабря до конца февраля. Поэтому, если зимой вам предстоит поездка в Финляндию, стоит заранее позаботиться о наличии зимних шин.
В разных странах есть разные правила о том, когда и как необходимо использовать зимнюю резину. Например, в некоторых государствах требуется, чтобы зимой на автомобиле стояли хотя бы две зимние шины. В других на случай непредвиденных или чрезвычайных ситуаций в автомобиле должны быть цепи противоскольжения. В Европе их не используют для обычной езды по городам, но в некоторых странах их наличие предусмотрено законом, наравне с аптечкой.
Кое-где еще разрешено использовать шипованную резину, но все чаще от нее отказываются, оправдывая снижение безопасности дороговизной починки дорог. Шипованные шины также очень часто влекут за собой ограничение скорости. Вот небольшой путеводитель по странам Европы.
Германия
В Германии зимние шины не являются обязательными, за исключением некоторых горных районов. К ним относится Бавария, где за отсутствие зимних шин зимой предусмотрен небольшой штраф. Он может быть удвоен, если это привело к нарушению общественного движения. Ну а если уж автомобиль без зимней резины стал причиной аварии, то тогда обычным штрафом не отделаться. Кроме того, у автостраховщиков появится повод отказать в выплатах. Шипованная резина здесь запрещена.
Франция
Во Франции использование зимних шин, в принципе, не обязательно. Но специальные дорожные знаки все же предупредят вас о тех районах, проезд в которые без специальной резины закрыт. В основном это горные районы. Водители, чьи автомобили весят до 3,5 т, могут использовать шипы с ноября до конца марта, но при этом на машине должен висеть знак-предупреждение. Максимальная скорость для транспортного средства с шипованной резиной в жилых районах – 50 км/ч, за городом – 90 км/ч.
Италия
В Италии не нужны ни зимние шины, ни цепи противоскольжения до тех пор, пока соответствующий орган не издаст специальный указ об этом. Если вы решили использовать шипованную резину, то придется соблюдать ограничения скорости: 90 км/ч на автомагистралях и 50 км/ч на остальных дорогах. Хотя Италия и Франция не требуют зимних шин, путешествуя через Альпы, вы должны их использовать.
Австрия
В Австрии использование зимней резины также не является обязательным. Но если автомобиль оборудован всесезонными шинами, то на автомобиле должен быть знак «M+S», который означает «Грязь и снег» (mud and snow). В соответствии с законом о легковых автомобилях, транспортное средство до 3,5 тонн должно быть оборудовано зимними шинами в период между 1 ноября и 15 апреля (дело только в том, что на автомобили без зимних шин, попавших в аварию в это время, автостраховка не распространяется). Также есть специальные дорожные знаки, предупреждающие об обязательном использовании зимних шин на определенных дорогах. Штраф за нарушение будет составлять около 5000 евро. В экстремальных условиях, когда дорога обледенела или засыпана снегом, можно использовать цепи противоскольжения, но только две и только на передних колесах.
Швейцария
Швейцария имеет аналогичные правила. Использование зимних шин не обязательно, но, опять же, могут возникнуть проблемы со страховкой в случае аварии. Вы также вольны в выборе шипов и цепей, если только это не противоречит специальным дорожным знакам. Шипованная резина разрешена только в период с 1 ноября по 31 марта и предполагает ограничения скорости: 50 км/ч в городе и 80 км/ч на автомагистралях.
Норвегия
Автомобилисты Норвегии всегда должны иметь соответствующие шины для соответствующих погодных условий. Местные водители должны переодевать зимнюю резину в холодные месяцы, а для зарубежных авто это требование не обязательное.
В Швеции зимние шины обязательны только для шведских граждан.
В Венгрии автомобилисты должны использовать зимние шины и иметь в машине цепи противоскольжения на случай гололеда. Это также относится к Хорватии и Лапландии.