За счет госпрограммы по утилизации старых машин предстоящей зимой заметно прирастут эконом и среднеценовой сегменты. Спрос на премиальные шины, как и раньше, будет определять стремление автомобилистов к более безопасному вождению.
По словам Артема Харламова, коммерческого директора ООО «Пирелли Тайр Руссия», по количеству реализуемой продукции лидерами рынка остаются отечественные производители - благодаря низкой стоимости локального производства и, как следствие, достаточно привлекательного ценового предложения. «У европейских шинных производителей хочется отметить высокий уровень сервиса и послепродажного сопровождения, к примеру, гарантии на шинную продукцию, а также применение передовых технологий в производстве шин. Все это позволяет лидирующим мировым производителям шин увеличивать свое присутствие на российском рынке», - добавляет г-н Харламов.
Что касается непосредственно зимних шин, то наибольшим спросом пользуются покрышки японских производителей - за счет сбалансированности показателей «цена и качество».
«На сегодняшний день уровень покупательского спроса еще не достиг докризисного уровня 2008 года, и спрос на премиальные бренды по-прежнему невысок. В связи с этим японские производители продолжают завоевывать российский рынок, увеличивая свои продажи за счет сбалансированности показателей «цена и качество», и появления на рынке новых моделей автошин», - отмечает Аркадий Лодягин, заместитель генерального директора сети шинных центров «Колесо».
Иную точку зрения имеет Инна Лиманова, менеджер по маркетингу Goodyear и ассоциированных брендов ООО «Гудиер Раша». По ее мнению, этой зимой активнее будут расти продажи шин в премиальном сегменте. «Покупательская способность потребителей постепенно выходит на докризисный уровень, поэтому комфортность вождения и безопасность на дороге становятся главными факторами при выборе шин, на которых автолюбители не желают экономить, - считает Инна Лиманова. - Покупая шины, водители ориентируются не только на собственные запросы и стиль вождения, но и на характеристики шин, которые напрямую связаны с безопасностью - например, управляемость на обледеневшей дороге, тормозной путь, аквапланирование».
Артем Харламов также указывает на то, что премиальный сегмент высокоскоростных, низкопрофильных и внедорожных шин динамично повышает свое присутствие на российском рынке после упомянутого спада в 2009 кризисном году. Однако, по его словам, основные тенденции рынка в 2009 и 2010 году - это значительное увеличение присутствия на рынке бюджетного сегмента автошин, а также новых азиатских марок.
Эксперты ожидают, что предстоящей зимой на шинный рынок окажет влияние государственная программа по утилизации старых автомобилей, которая подогрела спрос на бюджетные отечественные Lada и недорогие иномарки. «Все автомобили продаются на летних шинах, которые входят в первичную комплектацию, соответственно, потребители будут приобретать зимний комплект шин на свой новый автомобиль. Значительная часть придется на шины, относящиеся к так называемому среднему ценовому сегменту, или сегменту В», - прогнозирует Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres в России.
Продажи фрикционных шин продолжат расти, считают участники рынка. «В крупных городах потребители, которые не выезжают в зимнее время за пределы городских трасс, предпочитают покупать нешипованные (фрикционные) шины. Доля таких потребителей растет», - объясняет г-н Пантюхов. Между тем, говорит он, концерн Nokian Tyres рекомендует использовать именно шипованные покрышки, так как они предоставляют максимальную безопасность в зимнее время – особенно это актуально, если водитель хотя бы несколько раз в течение зимы отправляется за город.
У ряда производителей шипованные и фрикционные шины продаются по одной цене. На новые модели нешипуемых шин стоимость может быть выше шипованных за счет того, что в новых моделях используются новые технологии. Срок жизни и тех и других зависит, в большей мере, от стиля езды водителя, отмечают специалисты.
«Стоит заметить, что некоторые водители начинают ставить фрикционные шины задолго до появления снега, а меняют их на летние позже положенного. Мотивируя это тем, что в них нет шипов, как бы принимая эти шины за всесезонные. Это распространенная ошибка многих автомобилистов», - обращает внимание Аркадий Лодягин. По его словам, при соблюдении норм эксплуатации автошин фрикционные шины могут прослужить даже дольше шипованных, так как многие автомобилисты меняют шипованные шины, когда шипы уже выпали, но протектор покрышки еще довольно глубокий. Нешипуемую же резину используют до износа протектора до допустимых норм.